На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Я и Ты

37 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Николай Кучков
    Может переехать в неньку, получать там гроши, может ей там больше пенсия будет!Лолита решила про...
  • Божко ОИ
    ПротивноЛолита решила про...
  • Е Ва
    это давно сформулировано "у одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий", "умная тетя" без комплексов разделась на вечер...Лолита решила про...

Советская фотоклассика и образ женщины в ней

Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины. Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.

Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины – активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.



Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:


 
Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:
 


Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:
 


А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:
 


«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:
 
 
«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:
 


Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:
 


Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:
 


Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».
Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:
 


Казахская трактористка (автор и год неизвестны):
 


По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.

«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:
 


«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:
 


Образ советской женщины в суровые годы войны – отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:
 


В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».
У доски:
 


Молдавия:
 


Комсомольская ударная стройка:
 


«Лаборантка», 1962:
 


1960-е:
 


«Грустный мотив», Баскаков, 1976:
 

 

http://sssr.online.ua/istoriya/225/

наверх